Name
Sizekb
Name
(Sizekb)

Курсовая .  2005
Характеристики личности сотрудниц отдела охраны с различными полоролевыми особенностями
Введение ... 3

Категория пола – сложнейшая психологическая, историко-культурная, социальная, биологическая и клиническая проблема, имеющая междисциплинарный характер, и решить ее можно только комплексно. Но именно психология, по мнению многих исследователей [15], может стать базой интеграции знаний в этой области.

Полоролевая идентичность как мужчин, так и женщин формируется и изменяется в зависимости не только от биологических факторов, но и от условий воспитания, обучения, степени давления полоролевых стереотипов, а также деятельности, в которую включен человек. И сущность деятельностного подхода к проблеме полоролевой дифференциации в том и состоит, как совершенно справедливо отметила В.В.Абраменкова, «чтобы определить место и роль совместной деятельности в становлении психологического пола личности как в контексте онтогенетического развития индивида, так и в историко-культурном аспекте формирования и функционирования соответствующих норм и образцов полоролевого поведения» [1;С.104].

Социальная ситуация развития личности в современных условиях способствует разрушению жесткой полоролевой поляризации социальных функций мужчины и женщины, происходит ломка сложившихся культурных стереотипов мужского и женского поведения. Сферы деятельности и общественного производства все меньше подчиняются делению на сугубо мужские и женские. Женщины все активнее осваивают профессии, которые исторически, да и по данным современных исследований [21], считаются традиционно мужскими. Расширение их профессионального поля деятельности происходит и в военном деле: в армии, на флоте, в системе исполнения наказания и т.д. [13,14,30]. Причем сложившаяся ситуация не является уникальной только для современной России. Такова мировая тенденция [4,13,15,31]. Численность женщин в армиях Израиля составляет 11%, в Канаде – 10,9%, в Великобритании – 6%,в Японии – 3,5 %, во Франции – 2,9 %, в США – 13 %. В России, по данным 1999 года, численность женщин-военнослужащих составляла 10 %. Думается, за последнее время эта цифра значительно увеличилась. XXI век констатировал: грядет феминизация армии.

За последние 10-15 лет гендерная психология стремительно развивалась: отмечается всплеск экспериментальных исследований [1-3, 5, 10,12,19,22,29], начались кросс-культурные исследования [9], [25], адаптированы известные методики для изучения гендерной проблематики и созданы специфические гендерные методики; организуются специальные конгрессы, конференции и симпозиумы [6], выходит большое количество публикаций, издаются учебные пособия [6],[8],[15] и др., обобщены и изданы исследования по проблемам «Гендер в социологии», «Гендер и право», «Гендер в экономике» [11]. Но, несмотря на все это, исследований по проблеме « Пол и служба в армии, МВД , СИН» крайне мало, а существующие практически недоступны широкому читателю [23]. Поэтому проведение исследования на тему «Характеристики личности сотрудниц отдела охраны с различными полоролевыми особенностями», на наш взгляд ,было бы актуально.

Объектом исследования нашей курсовой работы стала личность сотрудниц отдела охраны ФГЛПУ МБ-10 УФСИ по Вологодской области, а предметом – личностные особенности сотрудниц с различными полоролевыми особенностями.

Цель нашего исследования – выявить личностные характеристики сотрудниц отдела охраны с различными полоролевыми особенностями. Гипотеза 1 нашего исследования заключается в том, что у сотрудниц отдела охраны могут быть выявлены три типа гендерной роли: фемининная, маскулинная и андрогинная. Гипотеза 2 нашего исследования заключалась в том, что личностные характеристики у сотрудниц с различными полоролевыми особенностями будут отличаться. В соответствии с целью и гипотезой перед нами стоят следующие задачи:

1) на основе анализа литературы по теме дать описание существующих полоролевых стереотипов;

2) обозначить механизмы влияния полоролевых стереотипов на личностные характеристики индивида и зависимость этого влияния от социального и культурного контекста;

3) на основе эмпирического исследования выявить и сравнить характеристики личности сотрудниц с различными полоролевыми особенностями;

Данная работа состоит из двух частей: в первой части рассматривается вопрос о полоролевых стереотипах как важном факторе, влияющем на характеристики личности, вторая часть отводится описанию эмпирического исследования согласно теме курсовой работы.


...

Глава 1. Полоролевые стереотипы как фактор формирования индивидуальных различий ... 6

1.1. Понятие полоролевых стереотипов.Стереотипы маскулинности и фемининности ... 6

1.2. Влияние полоролевых стереотиов на формирование личностных черт. Зависимость стереотипов маскулинности – фемининности от социально-культурного контекста ... 12

Глава 2. Эмпирическое исследование характеристик личности сотрудниц отдела охраны с различными полоролевыми особенностями ... 16

2.1. Описание процедуры эмпирического исследования: организация, методы исследования ... 17

2.2. Результаты исследования и их интерпретация ... 21

2.3. Выводы ... 27

Заключение ... 28
...


Литература ... 32
Абраменкова В.В. Половая дифференциация и сексуализация детства // Вопросы психологии. – 2003.- № 5.
2. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. – 1987. - № 2. – С. 152 -157.
3. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. – 1991. - № 4. – С. 74 – 81.
4. Аничкина В.С. Прекрасный пол на службе у Марса // США: Экономика, политика, идеология. – 1990.- № 9.
5. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства// Вопросы психологии. – 2000. - № 1.
6. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учеб. пособие. – СПб: Питер, 2005.
7. Береснева О. Этот сильный слабый пол (о женщинах военнослужащих армии США) // Ориентир. – 1999. - № 3.
8. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2001.
9. Бондаренко Л.Ю. Мир в котором мы живем. Ролевые сходства и различия между российскими и американскими женщинами // Общественные науки и современность. – 1997. - № 3.
10. Бреслав Г.М., Хасан Б.И. Половые различия и современное школьное образование// Вопросы психологии. – 1990 .- № 3.- С. 64-69.
11. Введение в гендерные исследования. – СПб., 2001.
12. Визгина А.В., Пантелеев . Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин// Вопросы психологии.- 2001.-№3.
...

Приложения ... 35
Price: 10 points
Получить консультацию ...

Последнее сообщение еще не прочитано

Просмотрено.

Вам пишут ...

Соединение с оператором ...
Напишите нам. Мы онлайн!