В последнее время проблема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии, и это не "мода", а скорее реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии и насилия в цивилизованном мире.
Представители целого ряда как естественных, так и социальных наук занимаются изучением агрессивного поведения. Проблемам человеческой агрессивности уделяют внимание биологи, фармакологи, антропологи, этнологи, философы, юристы и, конечно, психологи. Психологическая наука традиционно осуществляет роль своеобразного интегрирующего центра по всей совокупности исследований, посвященных проблеме агрессивности.
Начиная с 60-х годов 20 века, тема агрессии становится наиболее актуальной. Вопросы, касающиеся человеческой агрессивности, выдвигаются на первый план многих исследований. Кроме того, неоднократно создавались специальные комиссии по изучению агрессивного поведения человека. Этой проблемой занимались и занимаются многие ученые, как отечественные, так и зарубежные (З.Фрейд, К.Лоренс, А.Басс, Н.Миллер, Э.П.Котова, С.Н. Ениколопов и др.). Все они по-разному объясняют агрессию, но выделяют факторы, влияющие на повышенный фон агрессивности: это и семейные конфликты, и влияние отрицательных групп, и социальное неблагополучие, и такой факт как осуждение к лишению свободы.
Необходимость психологического исследования особенностей агрессивности осужденных обусловлена стремительным ростом преступности, количественными и качественными изменениями структуры личности, а также характером совершаемых преступлений, где все больше начинают проявляться агрессивность, жестокость, озлобленность и враждебность. Особую тревогу вызывает и осложнившийся социально-психологический климат среды колонии как на уровне "осужденный - осужденный", так и на уровне "осужденный - сотрудник". Именно поэтому проявление различных форм агрессии, направленных на других осужденных и, участившиеся в последнее время, на сотрудников учреждений, составляют сегодня одну из актуальных проблем деятельности исправительных учреждений.
Поэтому, изучение агрессивности осужденных на современном этапе является актуальной темой. Вопрос взаимосвязи между принадлежностью к различным стратификационным категориям и выраженностью агрессии в науке рассмотрен недостаточно. Если подобная взаимосвязь имеет место, то одним из методов решения проблемы агрессии в условиях ИУ может быть изменение условий содержания осужденных, а также разработка специальных психокоррекционных методик. То есть, результат может иметь научно-прикладное значение.
Ранее нами было проведено исследование особенностей агрессивности осужденных, отбывающих наказание в колонии-поселения. Использовалась методика Басса-Дарки, в результате были получены данные, указывающие на то, что для осужденных, отбывающих наказание в колонии- поселения не характерна склонность к агрессивному поведению.
Проблема данного исследования заключается в изучении различий особенностей агрессивности у осужденных, принадлежащих к различным стратификационным категориям.
Цель настоящей работы: исследование различий между показателями склонности к агрессивному поведению у осужденных ,принадлежащих к различным стратификационным категориям, отбывающих наказание в колонии- поселения.
Объект исследования- агрессия осужденных.
Предмет исследования – склонность к агрессивному поведению у осужденных, принадлежащих к различным стратификационным категориям.
Гипотезы исследования следующие.
Гипотеза № 1 Между выборками осужденных стратификационных категорий «мужики» , «обиженные», «авторитеты» существуют лишь случайные различия в показателях склонности к агрессивному поведению.
Гипотеза № 2 : Для осужденных, отбывающих срок наказания в колонии- поселения не характерна тенденция к открытому агрессивному поведению.
В ходе исследования предполагается решение следующих основных задач:
1.Изучиь литературу по проблеме исследования.
2.Провести процедуру отбора испытуемых в экспериментальные группы.
3.Установить различия в показателях склонности к агрессивному поведению у осужденных , принадлежащих к различным стратификационным категориям.
Методы исследования :
1.Теоретический анализ литературы.
2. «HAND- тест»
...