Name
Sizekb
Name
(Sizekb)

Диплом .  2011
Антимонопольное регулирование в РФ
Введение ... 3

Актуальность темы исследования.

В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности. Да и правовой основы в этой сфере как таковой не было, а зарождаться она начала в совсем недалеком прошлом, так что в настоящий момент мы имеем молодую, требующую усовершенствования, законодательную базу для регулирования конкуренции и монополистических процессов в нашей стране.

Центральный вопрос государственного регулирования – проблема разработки стратегии правовых и социально-экономических преобразований в стране с четким определением конечных целей, приоритетов, этапов.

Реализация экономических реформ потребовала создания нового адекватного законодательства. Важнейшим комплексом законов, призванных обеспечивать эффективное продвижение реформ, становление и развитие рыночной экономики, являются законы, регулирующие отношения, влияющие на конкуренцию на рынках Российской Федерации, призванные обеспечивать предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Многие из этих законов были подвержены неоднократным изменениям и поправкам по мере развития рыночной экономики в нашей стране.

При исследовании проблем и вопросов антимонопольного регулирования в России, а также вопросов, касаемых координации конкуренции на рынке государством, следует исходить не только из анализа подхода нашего законодательства с зарубежным опытом, но и из особенности как монополий в нашей стране, так и развития антимонопольного нормативно-правового контроля и регулирования.

В своей работе я постаралась акцентировать внимание на проблемах монополий в РФ и наиболее широко осветить процесс становления антимонопольного регулирования в нашем государстве, и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования законодательства.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе антимонопольного регулирования.

Предмет исследования составляют система закрепленных в законодательстве Российской Федерации правовых средств антимонопольного регулирования, теоретические подходы к их исследованию и практика реализации соответствующих норм российского законодательства в современных условиях.

Степень разработанности темы. Правоотношения, складывающиеся в сфере антимонопольного государственного регулирования, являлись предметом рассмотрения таких авторов, как Паращук С.А., Тотьев К.Ю. , Клейн Н.И., Писенко К.А., Цинделиани И.А., Бадмаев Б.Г., Доминик Арментано, Трофимов В.Н., Егорушкин А.В., Полякова Е.А., Хохлов Е.С. и многие другие.

Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в разработке теоретических проблем, связанных с использованием способов регулирования конкуренции и деятельности монополий на рыке РФ антимонопольными органами государственной власти, а также в выработке положений, направленных на совершенствование антимонопольного законодательства.

Реализация указанной цели потребовала решения следующих взаимосвязанных задач:

- раскрытие правовой природы понятия монополия;

- обоснование основных факторов, обусловливающих развитие антимонопольного регулирования в предпринимательском праве;

– исследование правовых основ обеспечения конкуренции и ограничения монополистической деятельности в рыночной экономике нашего государства;

– определение сущности, признаков, содержания и роли деятельности в системе государственного регулирования антимонопольных органов государства;

- характеристика правового механизма обеспечения ограничения монополистической деятельности, а также рассмотрение политики антимонопольных органов в РФ;

–освещение вопроса ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Теоретической основой исследования послужили труды ученых по предпринимательскому праву: В.К. Андреева, Л.В. Андреевой, В.С. Белых, Булатова А.С., Варламовой А.Н., И.В. Ершовой, В.В. Лаптева, Цинанделиани И.А., Юдановой А.Ю. и других.

В работе использованы труды Баднаева Б.Г., Беляевой О.А., Грязновой А.Г., Жилинского С.Э., Мальцева В., Писенко К.А, Цапелик В. и других.

Нормативную правовую базу дипломной работы составили: Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты ряда ведомств Российской Федерации по вопросам осуществления контрольной деятельности в сфере рыночной экономики нашей страны; а также международные правовые акты и нормативные правовые акты ряда зарубежных государств ...


Глава 1. Правовые особенности развития монополий в российской экономике ... 7

1.1. Понятие и признаки монополии ... 7

1.2. Виды монополий ... 9

1.3. Формирование монополий в России ... 12

Глава 2. Основы антимонопольной политики в современных условиях. Становление антимонопольной политики в России ... 18

Глава 3. Правовые основы обеспечения конкуренции и ограничения монополистической деятельности ... 20

Глава 4. Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности ... 29

Глава 5. Система антимонопольных органов и порядок их формирования ... 33

Глава 6. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства ... 38


Заключение ... 55

Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство и антимонопольную политику России как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. На данном этапе проблема монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть чисто экономической — она все больше становится государственной и общественной.Поэтому чрезвычайно необходимо, чтобы население России осознало всю пагубность и все отрицательные последствия монополии как таковой.Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.

Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.Антимонопольная служба России еще очень молода, но уже сделаны ее первые шаги к нормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше ей еще предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием антимонопольного законодательства России. В своей дипломной работе мы рассмотрели структуру и вникли в суть деятельности антимонопольных органов нашего государства. В данном направлении обратить внимание на более чем вековой опыт антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других развитых стран.Но здесь возникает еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений — не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий — гибельный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента. В моей работе для осознания данной проблемы кратко освещены этапы развития монополий в СССР и России, рассказано об их особенностях, что соответственно сказалось и на законодательстве в Российской Федерации.

Сфера функционирования антимонопольного законодательства затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.

Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому западный опыт в определенной и достаточно значительной своей части не применим в российских условиях. Тем не менее очень важно интересоваться опытом зарубежных стран дабы совершать анализ как продвижений в области антимонопольного законодательства, так и ошибок и недочетов в этой сфере, чтобы их по возможности избежать и достигнуть наиболее эффектного итога в решении поставленных перед антимонопольными органами задач.

Безусловно, демонополизация производства, основанного на

государственной собственности, - это долгий и сложный процесс. Отчасти преодоление монополизма может осуществляться путем разукрупнения предприятий, механического раздела их на части. Для строительства же новых предприятий-дублеров потребовалось бы слишком много средств, которыми наша страна в настоящее время не располагает. Можно предположить, что преодоление монополизма пойдет за счет диверсификации производства на действующих предприятиях, которым под силу использовать свободные мощности

(или расширять действующие) для выпуска дефицитных товаров. В процессе формирования рыночных отношений доля государственной собственности постепенно сокращается, зато развиваются различные формы индивидуальной и коллективной собственности: индивидуальные предприятия, товарищества с полной и с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов, кооперативы, ассоциации и др. Различные формы собственности, функционирующие в общей системе экономических отношений, не могут быть изолированными друг от друга. Преодолевая свою специфику, они

неизбежно переплетаются. На основе этого переплетения могут возникать смешанные формы собственности. Объективная основа этого переплетения - взаимное дополнение и использование тех специфических возможностей, которые заложены в каждой из конкретных форм хозяйствования.

В отношении же антимонопольной политики РФ необходимо отметить огромную значимость правовой опоры, так как нормативно-правовые акты играют регулирующую, контролирующую, развивающую и др. роли в разработке наиболее результативной политики для нашего государства, что я и постаралась показать своей дипломной работой.

...

Список литературы ... 58

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
2. Федеральный Конституционный Закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ.
3. Федеральный Конституционный Закон «О внесении изменений в Федеральный Конституционный Закон «О Правительстве Российской Федерации» от 30.12.2008 г. № 8.
4. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» // СЗ РФ от 31 июля 2006 г. N 31
5. Закон РСФСР«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г.(не действует).
6. Федеральный Закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ.
7. Федеральный Закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ.
8. Федеральный Закон «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ (не действует).
9. Закон Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 г. № 2395-1.
10. Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. № 395-1.
11. Федеральный Закон «О связи» от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ.
12. Постановление Правительства РФ от 12.07.99 №793 «О Министерстве РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства»
13. Федеральный Закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 25.06.1999).
14. «Гражданский Кодекс Российской Федерации» части с I по IV от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ.
15. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
16. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
17. Указ Президента РФ "О восстановлении государствен¬ной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную прода¬жу алкогольной продукции" от 11 июня 1993 г. № 918.
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе».
19. Приказ ФАС РФ от 13.10.2004 N 135 «Об утверждении положения о территориальном органе федеральной антимонопольной службы».
Монографии, учебники, научные статьи:
20. Агаев Р.Г. Антимонопольная деятельность государства :теоретические и организационно-правовые аспекты. – М., 1994;
21. Андреев В.К. Предпринимательское законодательство России: Научные очерки. М.: Статут, РАП, 2008.
22. Андреева Л.В. О совершенствовании законодательства о естественных монополиях в интересах потребителей (общие вопросы) // Предпринимательское право. 2010. N 2.
23. Алексеева Д.Г., Андреева Л.В., Андреев В.К., Российское предпринимательское право, учебник, М - Велби – 2010 г., 1072 с.
24. Анохин В.С., Предпринимательское право, учебник, М- Владос – 2003 г., 392 с.
25. Белых В.С., Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России, учебник, М – Проспект, 2010 г.
26. Беляева О.А., Предпринимательское право. Учебное пособие., под редакцией «ИНФРА-М», 2006 г.
27. Булатов А.С.: «Экономика». Учебник. 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Юристъ, 2001г.
28. Варламова А.Н., Правовое регулирование конкуренции в России, учебник, М.: ЮрИнфор, 2000.
29. Варламова А.Н. Правовое содействие развитию конкуренции на товарных рынках: Автореф. дис. докт. юрид. наук. М., 2008.
...
56 источников

Price: 10 points
Получить консультацию ...

Последнее сообщение еще не прочитано

Просмотрено.

Вам пишут ...

Соединение с оператором ...
Напишите нам. Мы онлайн!