Актуальность темы заключается в том, что. основной целью исполнения уголовного наказания является исправление осужденных и полноценное их включение в жизнь общества после отбытия наказания.
В периоды негативных социальных изменений и кризисов общества у части населения срабатывает психологическая защита в виде различных компенсаторных реакций, таких как: алкоголизация, наркотизация, проявление агрессии к обществу, в том числе совершение преступлений. Особенно это касается лиц молодого и пожилого возрастов, которые не могут "вписаться" в изменившиеся социальные отношения.
Однако не решаемые на государственном уровне социальные проблемы не ведут к обязательному совершению противоправного поступка, так как являются только звеном в причинно-следственной связи данного явления. Доминирующее значение имеют ценностно-нормативные регуляции личности, характеризующие степень его социализации (культуры, образования и т. д.), которые в конечном итоге определяют принятие решения и совершение поступка. Человек - существо социальное и во многом продукт микросреды, в которой он живет, будь то семья, школа, трудовой коллектив, компания сверстников и т. д. И, очевидно, содержание усваиваемого им опыта будет зависеть от этой микросреды. Нередко оно является негативным и приводит на преступный путь. Такими правонарушителями в основном являются лица, совершившие малозначительные преступления, которые не характеризуются высокой агрессивностью, но живут своей жизнью, не осознавая последствий своих действий. Поэтому с такой категорией правонарушителей должны работать подготовленные специалисты, которые могли бы привить социальные навыки и повлиять на образ их жизни.
К принципиальным недостаткам ранее действовавшей концепции борьбы с преступностью в целом можно отнести приоритет репрессивных начал над превентивными, недостаточную дифференциацию и индивидуализацию воздействия, недооценку значения ресурсного обеспечения, увлечение широкомасштабными мероприятиями, массовыми формами воздействия, зачастую в ущерб индивидуальной работе.
С точки зрения международных правовых актов, одного только применения репрессивных мер наказаний недостаточно. Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), прямо указывают (п. 10.3), что их целью является "помочь правонарушителю работать над собой с учетом характера совершенного им правонарушения".
Данные правила предполагают большую целенаправленную работу с осужденными. Пункт 13.1 прямо указывает, что "должны разрабатываться различные методы, такие как индивидуальная работа, групповая терапия, программы по месту жительства и особое обращение с различными категориями правонарушителей". При этом пункт 13.3 предписывает, что для этого необходимо проведение диагностических мероприятий по изучению биографии, личности, наклонностей, уровня умственного развития осужденного, его системы ценностей, обстоятельств, приведших к совершению преступления.
Также к подобным мероприятиям относят и ресоциализацию осужденных. Задача исследования заключается в изучении такого процесса, как ресоциализация, сущность ресоциализации, соотношение с другими формами социальной реабилитации осужденных.