Name
Sizekb
Name
(Sizekb)

Социальное воспитание детей в разновозрастной группе дошкольного образовательного учреждения

Введение. ... 4

Среди многообразных проблем современного дошкольного образования есть проблема разновозрастных групп. Все многообразные дошкольные образовательные технологии ориентированы на конкретный возраст и логику возрастного развития, а попытки описать специфику их применения в разновозрастной группе, по сути, попытки адаптировать без каких-либо существенных изменений то, что разработано на конкретный возраст. Возвращение к практике совместного воспитания детей разного возраста обуславливает усиление интереса психологической и педагогической науки к многообразным проблемам разновозрастной группы.

В раннем детстве закладываются все основные качества будущего человека. Существующие одновозрастные (гомогенные) группы детских садов формируются по возрастному критерию - младшие, средние, старшие, подготовительные. В то же время, ребенок общается с гораздо более разнообразным социумом, и его отношения значительно богаче, чем он получает в группе дошкольного учреждения.[5, c. 67]

Создание разновозрастных групп предполагает использование положительных моментов семейного воспитания в единстве с целенаправленным воспитательным процессом ДОУ, способствующим оптимальным условиям социализации детей разного возраста.

Разновозрастное окружение в дошкольном образовательном учреждении обогащает социальный опыт ребенка и создает условия для его личностного и социального развития. Складывающиеся привычки общения с большим коллективом людей способствуют развитию контактности и коммуникабельности ребенка, обеспечивают формирование социальной ответственности, способности чувствовать и понимать других.

Дошкольное образование в целом, представляет динамичную, гибко развивающуюся систему, ориентирующуюся на социальный запрос населения. Современной тенденцией дошкольного образования стала вариативность сети дошкольных образовательных учреждений. В результате уменьшилось количество ДОУ вида «детский сад», а увеличилось количество садов общеразвивающего вида с различными направлениями деятельности. А так же появились комплексы школа - детский сад, в которых дошкольные группы в основном укомплектованы дошкольниками двух - трех возрастов.

Наряду с этим существуют малокомплектные. Малокомплектные дошкольные учреждения, которые продолжают существовать, в основном в сельской местности, а ведь именно особенности возраста детей определяют специфику педагогической деятельности в данных учреждениях. Педагоги дошкольных учреждений должны знать и владеть различными педагогическими технологиями, современными методами воспитания и развития детей, учитывающих особенности возраста, но на данный момент практически отсутствуют современные научно-методические разработки и рекомендации по работе с детьми в разновозрастной группе. Поэтому актуальной проблемой сегодняшнего дня остается организация работы с детьми дошкольного возраста в малокомплектном детском саду.

Цель исследования - выявить особенности социального воспитания в разновозрастных группах детского сада.

Объект исследования: разновозрастная группа Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего типа № 7 «Ромашка» г.Инза.

Предмет исследования: особенности организации и содержания социального воспитания детей в условиях разновозрастной группы.

Гипотеза исследования: Социальное воспитание детей в условиях разновозрастной группы ДОУ будет иметь положительный эффект если:

- педагог – воспитатель владеет знаниями закономерностей организации и функционирования разновозрастных детских групп;

- в ДОУ создана соответствующая среда;

- содержание, формы и методы работы педагога – воспитателя ориентируются на специфические условия деятельности.

В соответствии с выделенным объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи:

1. Проанализировать современные подходы к проблеме построения воспитательного процесса в разновозрастных группах и коллективах.

2. Выявить особенности организации разновозрастных детских объединений.

3. Выделить условия организации жизнедеятельности детей в разновозрастных объединениях.

4. Проанализировать опыт организации образовательного процесса в разновозрастной группе в ДОУ.

Методологические и ...
...


Глава 1. Теоретические основы организации социального воспитания в дошкольном образовательном учреждении. ... 7

1.1. Социальное воспитание в педагогической теории и практике. ... 7

1.2. Особенности разновозрастных детских объединений и их роль в социальном воспитании детей. ... 35

1.3. Проблемы организации процесса социального воспитания в разновозрастной группе дошкольного образовательного учреждения. ... 41

Глава 2. Организация педагогического взаимодействия в процессе социального воспитания в разновозрастной группе дошкольного образовательного учреждения ... 49

2.1. Создание воспитательной среды в разновозрастной группе. ... 49

2.2 Организация режима дня в разновозрастной группе. ... 69

2.3 Формы и методы работы с детьми в разновозрастной группе. ... 77

2.4. Формы и методы работы с родителями воспитанников разновозрастной группы. ... 88

Заключение. ... 93
...


Список использованных источников: ... 98
...
43. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. - М., Академия, 2007.
44. Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. - М., Школа-Пресс, 2007.
45. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в до-школьном возрасте. // Вопросы психологии, 2008, № 11.
46. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М., 2009.
47. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. - М., 2007.

Price: 10 points