Name
Sizekb
Name
(Sizekb)

Свобода воли и ответственность

ВВЕДЕНИЕ ... 3

Рассмотрение психологической трактовки личности предполагает истолкование феномена духовной ее свободы. Свобода личности в психологическом плане — это прежде всего свобода воли. Она определяется по отношению к двум величинам: к витальным влечениям и социальным условиям жизни человека. Влечения (биологические импульсы) преобразуются в нем под влиянием его самосознания, духовно-нравственных координат его личности. Более того, человек — это единственное живое существо, которое в любой момент может сказать «нет» своим влечениям и которое не должно всегда говорить им «да».

Человек не свободен от социальных условий. Но он свободен занять позицию по отношению к ним, поскольку эти условия не обусловливают его полностью. От него — в пределах его ограничений — зависит, сдастся ли он, уступит ли он условиям. В этом плане свобода — это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро или уступить злу.

Однако свобода — это лишь одна сторона целостного феномена, позитивный аспект которого — быть ответственным. Свобода личности может перейти в простой произвол, если она не переживается с точки зрения ответственности. Человек обречен на свободу и вместе с тем не может уйти от ответственности. Иное дело, что для многих людей спокойствие оказывается дороже свободного выбора между добром и злом и поэтому они с готовностью «списывают» свои грехи (неблагородные поступки, подлость, предательство) на «объективные условия» — несовершенство общества, плохих воспитателей, неблагополучность семей, в которых они выросли, и т.д. Марксистский тезис о коренной зависимости добра и зла в человеке от внешних (социальных) условий всегда был предлогом для ухода от персональной ответственности.

Экономическая деятельность включает в себя и выработку управленческих решений. При этом психологический аспект принятия управленческих решений зачастую обусловлен наличием личностной ответственности за результаты реализации управленческих решений. Таким образом, при изучении аспектов психологии и педагогики необходимо ознакомление с психологическими аспектами личной ответственности.

...

1. СВОБОДА ВОЛИ - СВОБОДА ВЫБОРА ... 5

1.1. Особенности и сущность свободы воли ... 5

1.2. Развитие воли у человека ... 7

2. ЛИЧНОСТНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ... 10

2.1. Сущность личностной ответственности ... 10

2.2. Проблема меры ответственности личности ... 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ... 15

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половое влечение), половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считают, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй его чувств и поведения.

В основе личности лежит ее структура — связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.

Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир — других людей, обстоятельства жизни и т.п. Характер человека определяет его поступки в отношении других людей.

Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация — это соответственно переживания людей и побуждения к деятельности и общению.

В рамках данной работы были рассмотрены такие вопросы, как:

- свобода воли (её основные черты);

- личностная ответственность (сущность, меры формирования).

...


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ... 16

1. Гиппенрейтер Ю.Б, Фаликман М.М. «Психология мотиваций и эмоций». М, 2002-12-24
2. Бахтин М.М. К философии поступка. В кн.: Философия и социология науки и техники. М., 1986. С. 82-96, или то же в кн.: Пешков И.В. М.М. Бахтин: от “К философии поступка” к Риторике поступка. М., Лабиринт, 1996.
3. Волошинов В.Н. (Бахтин М.М.) Фрейдизм. М., 1993. С. 25-64.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. В его кн.: Избр. психол. произведения, т. 2, М., Педагогика, 2003.
5. Лайтман М. Постижение высших миров. М., НПФ «Древо жизни»2002
6. Лайтман М. Наука Каббала., НПФ «Древо жизни»2002
7. Франк В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
8. Фрейд З. Введение в психоанализ. М.,1989. Лекции 16, 17, 19, 27, 28.
9. Фромм Э. Бегство от свободы. В его кн.: Догмат о Христе. М., АСТ-ЛТД. 1998.
10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., Питер Пресс, 1997.
Price: 10 points