Name
Sizekb
Name
(Sizekb)

Диплом .  2009
Государственное управление рыбной отрасли (на примере Магаданской области)
ВВЕДЕНИЕ ... 3

Рыбное хозяйство России представляет многоотраслевой органически взаимосвязанный производственно-хозяйственный комплекс с развитой многоотраслевой кооперацией и международными связями. Оно рассматривается, прежде всего, как источник обеспечения населения страны продуктами питания. Отрасль играет значительную роль в продовольственном комплексе страны. Несмотря на существенное снижение среднедушевого потребления рыбных товаров с 20,3 кг в 1998 году до 9,5 кг в 2008 году, в общем балансе потребления полноценных белков животного происхождения их доля составляет около 12%, а в мясо-рыбном балансе — не менее 40%. В отрасли вырабатывается более 2000 наименований пищевой продукции.

Важную роль отрасль играет в качестве поставщика технической и кормовой продукции (мука, рыба и фарш) для комбикормовой промышленности, животноводства и птицеводства, зверохозяйств, а также сырья и полуфабрикатов для медицинской, пищевой, легкой промышленности и других отраслей народного хозяйства.

Научно-технический прогресс (НТП) является одним из важнейших факторов, определяющих характер и развитие как экономики любой страны в целом, так и каждой из ее отраслей. Именно благодаря достижениям НТП в рыбном хозяйстве мы можем видеть на прилавках магазинов большой выбор рыбных товаров: от свежей и живой рыбы до мороженой, копченых и консервированных рыбных продуктов, а также полный ассортимент рыбной кулинарии и деликатесов. Особенно это стало ощутимым в условиях спада промышленного производства, когда происходит перераспределение рынка в пользу новых технологий, пользующихся наибольшим спросом. Например, выпуск филе мороженого только за период с 2004 по 2008 гг. увеличился в 3,1 раза и составил 145,0 тыс. т. в 2008г.

При большом разнообразии технических и технологических возможностей рыбного хозяйства существуют две основные взаимозависимые проблемы, сдерживающие как интенсивное, так и экстенсивное развитие отрасли.

Первая проблема, присущая всему народному хозяйству России, — недостаточная поддержка государства в области стимулирования производства. Необходимо отметить, что функционирование рыбного хозяйства в других странах построено на принципах государственного регулирования деятельности этой отрасли путем оказания значительной финансовой поддержки и создания благоприятной налоговой политики по отношению к рыбному хозяйству.

Вторая проблема — при организации производственных процессов достижениям НТП уделяется недостаточное внимание. Основная причина такого положения — отсутствие четко организованной системы управления этими процессами. Снижение уровня продвижения научно-технического прогресса в отрасли может привести к разрушающим последствиям для нее, вплоть до полной потери связей в едином рыбохозяйственном комплексе, который она представляет.

Система управления НТП в отрасли существовала в период плановой системы хозяйствования и функционировала весьма успешно: в конце 80-х годов отечественный промысловый флот был одним из крупнейших и соответствовал предъявляемым к ним требованиям, чему способствовал прежде всего налаженный процесс интегрирования рыбохозяйственной науки с производством.

Однако в условиях становления в России рыночных отношений существующая система управления НТП в отрасли оказалась нежизнеспособной. Сложилась критическая ситуация, когда отсутствие должного контроля за системой управления НТП в отрасли может привести к полной остановке процесса развития этой системы. Последствия этого вполне предсказуемы:

— спад добычи и переработки гидробионтов;

— увеличение экспорта сырья и снижение доли продукции глубокой переработки;

— потеря сфер влияния на мировом рынке и в России в территориальном аспекте.

Поэтому создание новой системы управления рыбной отраслью, интегрированной в условиях переходного периода в российской экономике, является в настоящее время неотложной задачей. Комплексный анализ показателей социально-экономического развития и необходимость вывода отрасли из экономического и социального кризиса вызывают потребность обновления методологических, методических и научных механизмов решения этой проблемы. Актуальность проводимых исследований определяется еще и тем фактором, что в современной отечественной экономической теории и практике проблема управления рыбной отраслью в аспекте повышения его эффективности в условиях рынка практически не решена, а в условиях продолжающегося спада объемов финансирования рыбохозяйственной науки актуальность этих вопросов возрастает значительно.

Государственное регулирование в рыбном хозяйстве – это система экономического, организационного, информационного, социального, правового и политического обеспечения государством благоприятной среды для устойчивого воспроизводства в целях удовлетворения потребностей населения в рыбе, в рыбных товарах, производимых из водных биологических ресурсов и аквакультуры.

Рыбопромышленный комплекс Магаданской области является одним из ведущих в экономике области. Он располагает сырьевой базой, которая характеризуется близостью основных районов промысла от основных портов базирования флота, перерабатывающего комплекса, значительностью потенциальных водных биологических ресурсов, уникальным видовым составом биоресурсов.

Рыбная отрасль Магаданской области вносит существенный вклад в обеспечение продовольственной и в целом экономической безопасности региона и в наполнение доходной части федерального и местного бюджетов. В Магаданской области рыбное хозяйство является второй по значимости отраслью после горнодобывающей и единственной, продукция которой реализуется не только на внутреннем рынке России, но и поставляется на экспорт. Наибольший удельный вес в уловах занимают: минтай, сельдь, палтус, лососевые, а также более ценные – краб и креветка.

Вместе с тем, рыбопромышленный комплекс Магаданской области имеет высокую социальную значимость, обеспечивая занятость населения в прибрежных поселках и в городе Магадане. Предприятия и организации рыбного хозяйства обеспечивают постоянным источником дохода с учетом работающих и членов их семей до 10 % населения Магаданской области.

В ходе экономических реформ в 90-х годах и формирования рыночных отношений, структура и организация рыбного хозяйства страны претерпела коренные изменения. Вследствие проведенной непродуманной приватизации и либерализации цен, произошло разрушение хозяйственных связей, что привело к ликвидации внутри- и межхозяйственной кооперации. В негосударственный сектор перешло около 90% предприятий и организаций, в том числе ряд стратегически важных объектов – это морские рыбные порты, крупные базы промыслового флота, рыбоперерабатывающие комплексы. Разрушились крупные предприятия и сформировались на их основе множества мелких фирм, появились новые организационно-правовых форм хозяйствования. Период реформ сопровождался частой сменой органов управления в рыбной отрасли и разграничением полномочий по контролю отрасли между различными службами. Появление многочисленных служб по контролю и управлению рыбной отраслью привело к тому, что система управления стала сложнее, а отрасль – менее управляемой. Несовершенство и противоречивость нормативно-правовой базы также не могли навести порядок в функционирование рыбной отрасли. Резкое повышение цен на энергоносители и другие материально-технические ресурсы, постоянный рост транспортных тарифов, взаимные неплатежи, фискальный характер налоговой системы, неоправданная кредитная и таможенная политика, отсутствие доступной государственной поддержки привели к спаду в рыбном хозяйстве.

Рыбная промышленность традиционно является отраслью специализации российской экономики, имеет стратегическое значение для обеспечения продовольственной безопасности страны, укрепления ее гео-экономических позиций, сохранения пространственной и национальной целостности страны. Современное состояние рыбной промышленности остается сложным: существенно сократился объемы ее производства, усилилась сырьевая направленность экспорта, государственная поддержка отрасли уменьшилась. К тому же рыбная промышленность – специфический сектор экономики, где наиболее остро сталкиваются интересы центра и регионов, бизнеса и государства.

В литературе этот вопрос рассмотрен довольно всесторонне для системы планового хозяйствования. Для сложившейся новой экономической ситуации требуется особый методический аппарат, приближенный к рассмотрению вложения средств в НИОКР как косвенного инвестирования развития производства.

Разработка методического подхода к управлению рыбным хозяйством в современных условиях не только не может, но и не должна отбрасывать накопленный годами опыт в решении этой проблемы.

В частности, данный опыт показывает, что в основе успешного развития рыбного хозяйства лежат передовые научные идеи и разработки, а система управления рыбной отраслью основывается на умении распознавать и обеспечивать внедрение наиболее эффективных из них.

Целью настоящего исследования является разработка методического инструментария и рекомендаций по совершенствованию системы управления рыбохозяйственным комплексом в условиях российской экономики, и в первую очередь НИОКР, как основополагающего звена этой системы.

Исходя из поставленной цели определен следующий круг задач данного исследования:

1. Определить направления совершенствования системы управления отраслью.

2. Провести анализ отраслевого опыта в решении вопросов управления, в том числе научным обеспечением в отрасли.

3. Изучить формы государственного управления рыбной отраслью, в частности

развитие нормативно-правовой базы, ее влияния на рыбопромышленный комплекс.

4. Определить существенные проблемы рыбохозяйственного комплекса.

5. Внести предложения по совершенствованию методов государственного регулирования.

Методологической основой исследования явились принципы системно-функционального подхода к изучению системы управления рыбной отраслью и, в качестве одного из аспектов, планирование его развития путем отбора наиболее эффективных исследований. Применение в различных ракурсах экспертного метода, предлагаемого в качестве основы системы отбора наиболее эффективных научных работ в рыбном хозяйстве, обусловлено специфическими особенностями отрасли. Использование такого инструментария обеспечит достоверность результатов разработки проблем, теоретических выводов и методических рекомендаций.

Предметом исследования являются формы государственного управления рыбной отраслью в условиях современных рыночных отношений.

Объектом исследования является экономическая деятельность предприятия ООО «Тихоокеанская рыбопромышленная компания», направленная на эффективное освоение биоресурсов во всех доступных районах промысла для удовлетворения платежеспособного спроса населения на рыбу и рыбную продукцию и получения максимальной выгоды от ее реализации.

Понимание целей, задач и направлений развития рыбохозяйственной науки в совокупности с решением основной задачи современного периода российской экономики — повышения экономической эффективности внутриотраслевых научных исследований и разработок — даст наиболее объективное представление о направлениях дальнейших работ науки рыбохозяйственного комплекса.

При этом рассматривается наука и производство как органически единое целое системы расширенного воспроизводства в отрасли.

...


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЫБНОЙ ОТРАСЛЬЮ В РОССИИ ... 8

1.1. Правовые аспекты государственного управления рыбным хозяйством ... 8

1.2. Перспективы развития рыбной отрасли ... 21

1.3. Эффективность государственного регулирования рыбной отрасли. ... 28

2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЫБНОЙ ОТРАСЛИ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ ... 36

2.1. Состояние рыбной отрасли в Магаданской области ... 36

2.2. Влияние государственного управления на деятельности предприятий рыбопромышленного комплекса ... 39

2.2.1. Харкактеристика крупнейшего рыбопромышленного предприятия ООО «Тихрыбком» ... 39

2.2.2. Финансовый анализ деятельности предприятия ... 44

2.2.3. Введения сбора за пользование ВБР как инструмент государственного управления рыбной отраслью ... 57

2.2.4. Эффективность влияния государственного управления на деятельность ООО «Тихрыбком» ... 64

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЫБНОЙ ОТРАСЛИ ... 67

3.1. Основные проблемы развития рыбной отрасли ... 67

3.2. Влияние изменения механизмов государственного управления рыбной отрасли на ООО «Тихрыбком» ... 70

3.3. Предложения по совершенствованию механизмов государственного управления рыбной отраслью ... 75

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ... 79


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ... 83
...
7. Бюллетень Счетной палаты РФ «О результатах проверки своевременности и полноты поступления в федеральный бюджет средств, полученных в 2002 году и за истекший период 2003 года от реализации квот на вылов ВБР, а также эффективность их использования» № 19 (344) от 23.05.2003 г. - Режим доступа: www.budgetrf.ru/Publications/Schpalata/2003.
8. Бюллетень Счетной палаты РФ « О результатах проверки в Федеральном агентстве по рыболовству Камчатской и Магаданской областей, Корякском и Чукотском автономном округах эффективности использования квот на вылов ВБР распределенных между пользователями в соответствии с постановлением Правительства РФ № 704, влияние обоснованности их распределения на полноту финансовых поступлений в доходную часть федеральный и региональные бюджеты в 2004 г., а также на финансово-экономическое состояние рыбохозяйственных организаций» № 24 (441) от 17.06.2005 г. - Режим доступа: www.budgetrf.ru/Publications/Schpalata/2005.
9. Бухгалтерская отчетность ООО «Тихрыбком» форма № 1 «Бухгалтерский баланс» за 2004-2008 гг.
10. Бухгалтерская отчетность ООО «Тихрыбком» форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2004-2008гг.
11. Годовая статистическая отчетность ООО «Тихрыбком» форма № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации» за 2007-2008 гг.
12. Годовая статистическая отчетность ООО «Тихрыбком» форма № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» за 2005-2008 гг.
13. Устав ООО «Тихрыбком».
14. Ардальянова Е. Грефова уха / Е. Ардальянова // Дальневосточный капитал. – 2003. -№ 1. – С. 13-21.
15. Ардальянова Е. Золотая рыбка для дальневосточного потребителя / Е. Ардальянова // Дальневосточный капитал. – 2007. -№ 6. –С. 42-46.
16. Ардальянова Е. Конец большой рыбы / Е. Ардальянова // Дальневосточный капитал. – 2008. - № 1. – С. 11-19.
17. Блинов А. Экономика в экономике / А. Блинов // Дальневосточный капитал. -2008. - № 2. – С. 54-57.
...
43 источника

+ ВСЕ ПРИЛОЖЕНИЯ
+ ДОКЛАД
+ ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Price: 10 points
Получить консультацию ...

Последнее сообщение еще не прочитано

Просмотрено.

Вам пишут ...

Соединение с оператором ...
Напишите нам. Мы онлайн!