Name
Sizekb
Name
(Sizekb)

Целевые программы в бюджетном финансировании

Введение ... 3

Программно-целевой метод планирования широко вошел в практику управления на всех уровнях. В условиях роста внимания к проблемам повышения эффективности управления руководителям важно знать специфику и особенности применения программно-целевого подхода, его преимущества для решения проблем, требующих комплексного межведомственного взаимодействия, возможности целевых программ в регулировании государственной политики в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, в обеспечении развития отрасли, а также технологию программно-целевого управления.

Особенности содержания понятия «целевая программа». Характеристика «целевая» подчеркивает направленность программы на достижение заранее установленной, четко обозначенной цели, имеющей социально-экономическую, валео-демографическую или эпидемиологическую природу. Таким образом, целевые программы собой «комплекс мероприятий научно-исследовательского, экспериментального, производственно-технологического, организационного, социально-экономического, социально-гигиенического, санитарно-экологического, медико-демографического, медико-экономического характера, позволяющих эффективно решать социально значимые проблемы в области охраны и восстановления здоровья населения в целом или отдельных категорий граждан» [2].

Существуют три основных формы использования программно-целевых методов финансирования в бюджетном процессе:

1. долгосрочная целевая программа;

2. федеральная инвестиционная программа;

3. ведомственная целевая программа [1].

Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Главной задачей становится: приведение обязательств государства в соответствие с финансовыми возможностями. Вместе с тем нельзя не признать, что решение социальных задач государственного масштаба либо локальных программ, нацеленных на решение проблем отдельных групп населения, предполагается осуществлять путем дополнительного финансирования целевых программных мероприятий.

Формируя и реализуя целевую программу, государство концентрирует внимание общества на необходимости решения именно данной проблемы, тем самым привлекая к ее решению финансовые средства на системной основе. Комплексный подход к выполнению программных мероприятий способствует повышению социально-экономической эффективности произведенных затрат.

Целевые программы рассматриваются как долгосрочный инструмент государственного воздействия на экономику. Провозглашенный в рамках реформы бюджетного процесса переход к среднесрочному бюджетированию, ориентированному на результат, предусматривает расширение сферы применения программно-целевого подхода.

Преимущества использования программно - целевого подхода в бюджетном процессе в настоящее время используются не в полной мере.
...


1. Программно – целевой метод в финансировании бюджетных расходов ... 5

2. Анализ использования целевых программ ... 14

3. Эффективность целевых программ в бюджетной сфере ... 36

15 сентября 2008 года, в ходе заседания Президиума Правительства РФ, обсуждались вопросы реализации федеральных целевых программ. Премьер-министр оценил позитивно результаты реализации ФЦП, отметив, что итоги по "научным" ФЦП не столь положительны, как ожидалось. Данные о реализации федеральных целевых программ - тоже в целом позитивные. Годовой объем финансирования 46 федеральных целевых программ составляет 682,5 млрд. рублей. Профинансировано в первом полугодии - 206,8 млрд. рублей. Это 30,3%. Если сравнить с первым полугодием 2007 года, то это больше.

Выделяют несколько проблем в сфере ФЦП.

В связи с принятием поправок в Бюджетный кодекс меняется порядок финансирования государственных инвестиций. Требуется внести коррективы в подзаконные правовые акты и методические материалы и в начале 2009 года не допустить задержек с финансирование, остановки работы на строительных площадках.

Следующая проблема - это эффективность проводимых в рамках ФЦП научных исследований. Всего на "науку" в них предусмотрено 58,5 млрд. рублей. Но, к сожалению, реальной ощутимой отдачи от этих значительных средств не видно. Более того, только в 4 программах предусмотрена оценка эффективности проводимых НИОКР. Регионы Российской Федерации, приняли целую программу определения эффективности самого Правительства.

Министерство образования и науки, подготовили изменения в порядок реализации федеральных целевых программ с тем, чтобы не допускать включения в них явно бесперспективных и неактуальных так называемых "научных" исследований.

Программно-целевой метод является одним из наиболее распространенных и эффективных методов государственного регулирования экономики, применяемых в большинстве развитых стран. Этот метод предполагает разработку плана исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств по их достижению и ресурсному обеспечению.

Настоящая методика определяет процедуру оценки эффективности и планируемых и реализуемых муниципальных целевых программ Липецкого района и их проектов (далее – целевые программы). По результатам оценки формируется перечень целевых программ, предусмотренных к финансированию из бюджета Липецкого района в очередном финансовом году, а также подготавливаются предложения о необходимости внесения изменений и дополнений в программы в соответствии с действующим законодательством.

Оценка эффективности муниципальных целевых программ производится исходя из оценки их социальной и бюджетной эффективности.

Оценка эффективности целевых программ осуществляется по следующей формуле:
...


Заключение ... 42

Из данной курсовой работы можно сделать вывод, что необходимо определить для каждой программы индикатор результативности, распределить полномочия и установить степень ответственности за ее выполнение федеральных, региональных и местных органов власти и управления.

Таким образом, за тринадцать лет существования системы федеральных целевых программ в России так и не были сформулированы объективные принципы и параметры их мониторинга, применимые в разных условиях и на разных этапах. Проблема создания критерии в оценки результатов ведомственных программ также ждет своего решения. Важнейшей причиной несоответствия ведомственных программ целям бюджетной реформы является несоответствие практических действий исполнителей результатам, зафиксированным в планах и отчетах. Директивы о необходимости применения программно-целевого подхода к осуществлению всех государственных расходов служат лишь причиной роста документооборота, но не повышения эффективности текущей деятельности бюджетных организаций.

Чем чётче в Программе будут изложены цели, задачи, пути их достижения и целевые индикаторы, тем адекватнее будет бюджет, если его составлять с учётом Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства РФ. Результаты деятельности и финансовая составляющая будут взаимоувязаны. Сводный доклад, таким образом, будет интегрирован в бюджетный процесс РФ.[10]

Формируя и реализуя целевую программу, государство концентрирует внимание общества на необходимости решения именно данной проблемы, тем самым привлекая к ее решению финансовые средства на системной основе. Комплексный подход к выполнению программных мероприятий способствует повышению социально-экономической эффективности произведенных затрат.
...




Список используемой литературы ... 43

1. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями от 1, 6 декабря 2007 г.), Глава 20.
2. Голухов Г.Н., Райзберг Б.А., Акимов А.В., Шиленко Ю.В. Управление медико-производственным комплексом: организационно-экономический аспект. М.: Изд. Фонда «Клиника XXI века», 2003. С.62.
3. Положение «О докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования» утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов"
4. Постановление Правительства РФ от 19.04.2005 № 239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ».
5. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 «О порядке разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» (с изм. от 20 февраля 2006 г.).
6. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» / Под ред. Г.Б.Полякова – 3-е изд., (серия «Золотой фонд России»).
7. Липецкая газета № 205 от 22 октября 2008 года
8. Финансы: Учебник / Под ред. Д. э. н., проф. В.П. Метовченко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.-724 с.
9. Ежемесячный теоретический и научно – практический журнал Финансы. №11, №10 – 2008
10. Журнал «Финансовый менеджмент» №4 – 2007

Price: 10 points