Name
Sizekb
Name
(Sizekb)

Реферат .  2007
Экономико-географическая характеристика Дальневосточного федерального округа
1. Административно-территориальное деление, природно-климатические условия Дальневосточного федерального округа.

2. Специализация региона в области промышленности и сельского хозяйства. Формы организации производства.

3. Социально-экономическая характеристика региона за 2000-2004 гг.

4. Перспективы развития региона.

Для того чтобы сделать Дальневосточный федеральный округ наиболее перспективным в плане социального и экономического развития, необходимо в первую очередь обратить внимание на местное население округа. Для уменьшения оттока местных россиян из региона необходимо решить такие проблемы как, формирование новых промышленных комплексов, ускоренное повышение благосостояния трудящихся, обеспечение им более высокого жизненного уровня, развитие местной продовольственной базы, ускоренное развитие непроизводственной сферы (жилищное строительство), совершенствование заработной платы. Для пресечения несанкционированной миграции необходимо усилить контроль над пребыванием иностранных граждан в Российскую Федерацию и принимать дополнительные меры к нарушителям паспортно-визового режима на территории России. Дальневосточный Федеральный округ остается аутсайдером по темпам экономического роста в среднем за 15-летний период, хотя сопоставление показателей среднесрочного и долгосрочного прогнозов показывает, что с течением времени разрыв в темпах экономического роста не в пользу Дальнего Востока должен сокращаться так, что в ближайшем будущем темпы роста ВРП в регионе могут даже немного превысить среднероссийские. Состояние экономики Дальневосточного федерального округа и дальнейшие перспективы ее развития напрямую связаны с эффективным освоением природных ресурсов, которыми щедро одарила природа эту территорию. Доля отраслей, базирующихся на минеральных ресурсах (цветная металлургия и топливная промышленность), составляет сегодня около 40 %. Преобладает добыча полезных ископаемых. Перспективы развития в условиях рынка связаны с освоением новых природных ресурсов и дальнейшим формированием Южно-Якутского территориально-производственного комплекса.

Стратегическими направлениями развития рыбохозяйственного комплекса являются: расширение строительства береговых предприятий, модернизация промыслового флота, изменение системы управления этим комплексом.

Необходимо создать условия для жесткой привязки флота к береговым предприятиям. Это можно обеспечить при гарантированном наделении данных предприятий квотами на отлов морских биологических ресурсов. Именно такой подход поможет положить конец несанкционированному вывозу морепродуктов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны России, особенно в Японию, и привлечь для развития береговых предприятий собственные средства инвесторов. В целом следует пересмотреть структуру промыслового флота, модернизировать береговые и перерабатывающие предприятия, обеспечить охрану и воспроизводство биологических ресурсов.

Стратегическими направления развития транспортного комплекса являются: создание конкурентоспособного и эффективного сквозного транспортного «коридора» Европа-Азия; увеличение объема перевозок грузов (в том числе транзита контейнеров); реконструкция и строительство объектов транспортной инфраструктуры; совершенствование транспортных тарифов.

Регион – основной транспортный «коридор», с одной стороны, между Европой и Азией, а с другой – между Россией и Азией для продвижения товаров в один из самых перспективных и емких регионов мира – Азиатско-Тихоокеанский (АТР). Создание конкурентоспособного транспортного «коридора» предполагает необходимость взаимоувязки технологии и интересов морского, железнодорожного и автомобильного видов транспорта.

Развитие железнодорожного транспорта связано с решением проблемы загрузки в первую очередь Транссибирской магистрали и БАМа. Загрузка Транссиба перевозками транзитных грузов составляет 25% ее мощности, БАМ загружен на 50%. При этом ситуацию может принципиально осложнить реализация проекта ТРАНСЕКА (магистраль, соединяющая Западную Европу и Восточную Азию в обход территории России через бывшие республики СНГ и Китай).

Транспортировка грузов по России обладает высоким конкурентным потенциалом. По имеющимся оценкам, транспортировка 40-футового контейнера должна обходиться здесь на 20% дешевле, чем по проекту ТРАНСЕКА при доле транспортной составляющей порядка 1-3%. Разумеется, это потребует напряженной работы, как по улучшению экономических аспектов перевозки, так и по решению политических и правовых вопросов. Не секрет, что недоверие к российскому варианту транзита в значительной мере связано с вопросом о способности обеспечения безопасности и сохранности перевозимых грузов.

Для автомобильного транспорта один из ключевых вопросов – расширение транспортной сети региона и устранение разрывов между магистралями. Важным является завершение строительства автодороги Чита-Хабаровск.

Для развития морского транспорта особое значение имеет совершенствование инфраструктуры морских портов региона.

Выход якутским углям на БАМ к Транссибирской магистрали дает железная дорога БАМ-Тында и ее продолжение от Тынды на Беркакит. Высококачественные коксующиеся угли Южно-Якутского бассейна в значительной своей части будут поступать в южные районы Дальнего Востока на металлургические заводы и на экспорт в Японию. Их вывоз в Японию пойдет через крупный порт – Восточный.

Вместе с тем освоение богатейших ресурсов Дальнего Востока требует огромных капиталовложений. Поэтому необходимы приоритетная инвестиционная программа для региона и привлечение иностранных инвестиций, в первую очередь соседних государств – Японии, Китая, Южной Кореи. В настоящее время уже есть решение о совместном с Японией освоении нефтяных ресурсов сахалинского шельфа. Подписано соглашение с Китаем о демаркации государственной границы по Амуру, совместной эксплуатации ряда речных островов. Будут создаваться совместные предприятия. Создана свободна экономическая зона «Находка», которая успешно развивается и приносит региону немалые дивиденды.

К стратегическим направлениям развития топливно-энергетического комплекса в настоящее время относится стабилизация и снижение тарифов на тепло- и электроэнергию, ликвидация разницы между ценами оплаты производителей и потребителей за энергию (для этого необходимо завершить строительство важнейших объектов энерго- и газоснабжения).

Для решения экологических проблем в регионе создано НПО «Экопрос», разрабатывающее и внедряющее, в частности, концепцию инженерно-экологического обеспечения безопасности присахалинского шельфа в местах освоения месторождений нефти и газа, но этого явно недостаточно и эта проблема в дальнейшем будет решаться.

Для решения всех этих программ необходимы огромные капиталовложения. Поэтому приоритетной задачами в регионе должны стать своевременная поддержка мероприятий, проводимых местными органами, приоритетная инвестиционная программа, развитие малого бизнеса, совместных предприятий с соседними странами.

Решение ключевых для региона Дальнего Востока проблем будет способствовать структурной перестройке его экономики, придаст ей современный облик, поможет столь перспективному округу Российской Федерации занять достойное место в российской экономике и в АТР. Масштаб и значимость задач, стоящих перед регионом, требуют совместной и более результативной работы федеральных и региональных органов, всех хозяйствующих субъектов. Необходимо также в регионах максимально использовать организационный потенциал, заложенный в президентской программе по Дальнему Востоку и Забайкалью, для этого финансовые ресурсы следует концентрировать на развитии приоритетных комплексов.
...




1. Воронин В.В. Экономическая география Российской федерации. Учебное пособие Часть 2. Экономическое районирование. Внешние экономические связи. Самара: Изд-во Самарская государственная экономическая академия 1997. 280 с.
2. Экономическая география России: Учеб. Пособие для вузов /Под ред. Т.Г.Морозовой. М.:Юнити-Дана, 2002.- 471с.
3. Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. М.: Гардарики,2005.-148с.
4. Российский статистический ежегодник.2004
5. Регионы России. Социально-экономические показатели. Статистический сборник. Росстат. - М:, 2005. стр. 345
6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006. Статистический сборник. Росстат. - М:, 2006. стр. 349
7. Ю.С.Ершов, Н.М.Ибрагимов, Л.В. Мельникова «Федеральные округа России: особенности развития экономики и социальной сферы» // Регион: Экономика и социология. № 4. 2006.
8. Н.Н. Михеева «Экономический рост на Дальнем Востоке: условия и ограничения» // Регион: Экономика и социология. № 4. 2006.
9. Шерстюк С.Р. «Демографическая ситуация в Дальневосточном федеральном округе» //Эко. №2. 2005.

Price: 10 points
Получить консультацию ...

Последнее сообщение еще не прочитано

Просмотрено.

Вам пишут ...

Соединение с оператором ...
Напишите нам. Мы онлайн!