Name
Sizekb
Name
(Sizekb)

Федеральное казначейство, задачи и функции

Введение ... 3

Деятельность органов Федерального казначейства связана со всеми финансовыми потоками, которые относятся к государственным и муниципальным финансам. Поэтому наиболее оптимальной системой финансового контроля является казначейство.

Важная роль отводится органам Федерального казначейства в ведении лицевых счетов распорядителей, получателей ассигнований, финансируемых из федерального бюджета. На органы Федерального казначейства возложены задачи по организации, осуществлению и контролю использования средств федерального бюджета, управлению расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках.

При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, разрешение на право осуществления расходов в рамках выделенных ассигнований, осуществление платежей от имени бюджетополучателей возлагается на органы Федерального казначейства. Поэтому важна оперативность и четкость исполнения ими соответствующих операций.

С 1 января 2005 года введен в действие приказ Минфина России от 26.08.04 № 70н "Об утверждении инструкции по бюджетному учету". Согласно п. 3 данного приказа бюджетные учреждения, в т. ч. и органы Федерального казначейства, должны осуществить переход к применению новой инструкции по бюджетному учету не позднее 1 октября 2005 года.

Необходимостью введения Инструкции № 70н стало отмеченное в президентских бюджетных посланиях Федеральному Собранию РФ в 2002 и в 2003 гг. утверждение, что одно из направлений оптимизации бюджетных расходов – это превращение расходной части федерального бюджета в инструмент достижения важнейших социальных и экономических целей.

Для решения этой задачи необходимо внедрить современные методы оценки рациональности и результативности бюджетных расходов, обеспечить прозрачность соответствующих финансовых потоков. Подчеркивая преимущество казначейских технологий исполнения бюджета в вопросах формирования своевременной и достоверной отчетности по исполнению федерального бюджета, Президент РФ указал на необходимость введения единого Плана счетов бюджетного учета.

Такой план объединил план счетов по исполнению бюджетов, план счетов бюджетных учреждений и бюджетную классификацию, стал обязательным для бюджетов всех уровней, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов. Он также приемлем для перехода к учету, основанному на методе начислений, в секторе государственного управления.

В исполнение бюджетных посланий стала одобренная постановлением Правительства РФ от 22.05.04 № 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг. (далее – Концепция).

Согласно Концепции принцип бюджетирования, направленный на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования, должен составлять основу организации бюджетного процесса .

Необходимость создания такой системы учета законодательно установлена ст. 240 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Согласно указанной статье все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету на основе единого Плана счетов. Единый План счетов бюджетного учета, обеспечивающий формирование качественной прозрачной отчетности об операциях сектора государственного управления, установлен Инструкцией № 70н.

В президентском бюджетном послании Федеральному собранию РФ в 2004 г. одним из основных направлений повышения эффективности бюджетных расходов названо ускорение перехода на технологии единого казначейского счета по расходам федерального бюджета, принятие мер по максимальному сосредоточению всех средств бюджетной системы в учреждениях Банка России.

На практике это возможно реализовать путем проведения операций в рамках исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов через систему Федерального казначейства.
...


1. Становление казначейства в России ... 6

2. Федеральное казначейство на современном этапе ... 14

3. Структура, задачи и функции федерального казначейства ... 20

4. Заключение ... 28

С образованием в 1991 г. самостоятельного суверенного Российского государства начался процесс постепенного строительства бюджетной системы Российской Федерации на иных, чем прежде, федеративных демократических началах, а соответственно ему - процесс становления бюджетного устройства новой России. Важным элементом государственного бюджетного устройства в Российской Федерации является бюджетный процесс. Принятый в октябре 1991 г. Закон “об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” стал новым этапом развития бюджетного процесса. Он определил права республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов и территорий местного самоуправления по формированию своих бюджетов и на получение доходов от налогов и других источников средств, в соответствующие бюджеты, а также на их расходования.

На основании Закона в России установлены общие принципы бюджетного процесса формирования всех уровней бюджетов: составление, рассмотрение, утверждение, исполнение.

Федеральное правительство Российской Федерации принимает постановление о разработке бюджета на очередной финансовый год (в России он совпадает с календарным), по которому организуется поэтапная работа по составлению проекта бюджета. Принятый правительством проект бюджета передается на рассмотрение Государственной Думы и Совета Федерации. Принятый закон о бюджете в обеих палатах утверждается Президентом России и передается на исполнение Правительству.

Настоящий закон вводит в бюджетный процесс такие понятия как: консолидированный бюджет, минимальный бюджет, закрепленные и регулирующие доходы, дотация, субвенция, контингент, средняя финансовая обеспеченность.

Важным элементом в бюджетном процессе является кассовое исполнение бюджета - организация сбора бюджетных средств на территории Российской Федерации, их хранение и выдача, а также ведении учета и отчетности в течение всего финансового года, на который утвержден бюджет. Кассовое исполнение бюджета осуществляется двумя методами - банковским и казначейским.

Сравнительно недавно указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. № 1556 “О Федеральном Казначействе” была постановлена задача передачи казначейству функции по кассовому исполнению федерального бюджета.

Одним из преимуществ казначейской системы исполнения федерального бюджета является то, что за счет изменения схемы финансирование сократилась цепочка бюджетных счетов. Приняты административные и организационные меры к повышению бюджетной дисциплины “существенно укреплен предшествующий и текущий контроль за исполнением средств федерального бюджета.

Расширение объемов финансирования расходов через систему федерального казначейства, поставило под жесткий и ежедневный государственный контроль движение и целевое использование федеральных средств. Повысило их управляемость и защищенность.

В условиях кризиса банковской системы, казначейство, аккумулируя средства федерального бюджета на своих счетах, выступает гарантом защиты этих средств от возможных последствий.

В настоящее время завершается качественно новый этап вхождения территориальных органов федерального казначейства в платежную систему. От простой передачи федеральных средств на бюджетные счета получателей территориальных органов федерального казначейства и банковские учреждения переходят к расчетно-кассовому обслуживанию казначейских счетов в новых условиях финансирования бюджетополучателей - через лицевые счета, открытые ими в органах федерального казначейства. В этих условиях клиентами учреждений Банка России (или уполномоченных кредитных организаций) по операциям со средствами федерального бюджета становятся непосредственно территориальные органы федерального казначейства. В результате все платежи распорядителей бюджетных средств подвергаются предварительному контролю за соблюдением их целевого назначения. Эта утверждающая форма казначейского контроля за использованием средств федерального бюджета представляется принципиально важной. Ряд директивных документов последнего времени дает основание предположить, что на долю этого субъекта платежной системы в ближайшем будущем будет отнесена практически вся сфера внутригосударственных выплат и поступлений средств федерального бюджета.

В России среди множества бюджетных проблем острой остается межбюджетные отношения федерального центра и регионов. Специфика модели межбюджетных отношений во многом определяет формы и инструменты бюджетного вертикального и горизонтального выравнивания.

Как показывает международный опыт федеративных государств, выделяются две модели федеративных межбюджетных отношений: дуалистическая - модель двух равноправных партнеров, федеративного центра и субъектов Федерации; корпоративная - местное самоуправление является третьим равноправным партнером.

Идеология действующего и разрабатываемого в России законодательства дает основание полагать, что выбор делается в пользу дуалистической модели бюджетных взаимоотношений, что может вести к неоправданному, на наш взгляд, ограничению регулирующей роли центра в условиях острых контрастов в бюджетном положении субъектов Федерации и еще больших контрастов на уровне их местных бюджетов. Такая тенденция в целом идет в разрезе с огромной потребностью в сильной государственной региональной политике, направленной на борьбу с кризисными явлениями, поразившими треть российских городов и почти половину поселков городского типа.

Сложность рассмотренных выше проблем показывает, что эффективным может быть только комплексный подход к решению. Отметим следующие важнейшие направления совершенствования межбюджетных отношений:

отход от практики общего распределения основных налоговых поступлений между всеми тремя бюджетными уровнями;

использование регулирующих налогов не только как инструмента вертикального, но и горизонтального выравнивания, что позволило бы уменьшить потребность в трансфертах и других видах межбюджетной помощи;

определение места нижнего бюджетного уровня в системе межбюджетных отношений.

Хотя система федерального казначейства — молодая финансовая структура, однако темпы ее развития весьма высоки, а эффективность выполняемых операций растет с каждым годом. Одновременно расширяется перечень функций органов федерального казначейства по учету государственных финансов. Так, в 1998-2001 гг. получили развитие следующие направления: учет доходов федерального бюджета и их регулирование по уровням бюджетной системы; учет отдельных видов федеральных, региональных и местных налогов, неналоговых доходов; кассовое исполнение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. В числе важных направлений — контроль за соблюдением органами исполнительной власти субъектов РФ бюджетной дисциплины;

оформление бюджетных ссуд; перечисление федеральных доходов на территории на финансирование расходов и трансферта субъекту Федерации; представление интересов казны в судебных органах и др.

Органы казначейства, организованные в виде трехзвенной структуры, способствуют реализации принципов бюджетного федерализма. Через систему этих органов обеспечивается вертикальное и горизонтальное выравнивание доходов бюджетов, они имеют полный набор средств и методов для перераспределения средств между соответствующими бюджетами. Казначейства в состоянии обеспечить и претворение в жизнь принципа фактического равноправия всех элементов бюджетной системы в межбюджетных отношениях при условии выработки определенных правил и процедур. Не случайно в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "О бюджетной политике на 2002 год" большое внимание уделено развитию казначейской системы и совершенствованию казначейских технологий.

Вместе с тем необходимо отметить, что возможности казначейской системы исполнения бюджетов используются не в полной мере. В настоящее время органы федерального казначейства должны рассматриваться прежде всего в качестве ведущего института, на базе которого могут быть сконцентрированы все направления управления бюджетными потоками государства. В ближайшем будущем возрастает роль, которая отведена казначейской системе исполнения бюджетов. Так, в соответствии с Программой развития бюджетного федерализма к 2005 году должен быть в основном завершен переход региональных и местных бюджетов на казначейское исполнение. Таким образом, три уровня бюджетной системы РФ будут охвачены казначейским контролем.
...







Список используемой литературы ... 33

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) – М. Юрист, 2001.
2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации // СПС Консультант Плюс.
3. Ерошкин, А.В. История государственных учреждений дореволюционной России / А.В. Ерошкин. – М.: ИНФРА-М, 1983.-348с.
4.Обухова, Т. Функции органов Федерального казначейства / А. Обухова // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2005. - № 6 – С. 2-4.
5.Бюджетная система России: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 550 с.
6. Нестеренко, Т. Казначейское исполнение бюджетов и развитие системы учета в государственном секторе Российской Федерации / Т. Нестеренко // Финансы. – 2004. - № 3. – С. 3-8.
7.Зырянова, Т.В. Федеральное казначейство в системе органов государственного финансового контроля РФ / Т.В. Зырянова // Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях и некоммерческих организациях. – 2005. - № 10.- С.5-9.
8.Бессонов, В.В. Федеральное казначейство в условиях проводимых реформ / В.В. Бессонов // Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях и некоммерческих организациях. – 2005.-№20.- С.6-8
9. Тарасов, М. Единый казначейский счет: преимущества, порядок функционирования / М. Тарасов // Финансы. – 2004.-№ 40.- С.3-8.
10.Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: Приказ Минфина России от 10 декабря 2004 № 114 Н // СПС Консультант Плюс.
11.Гарнов, И. Новая система бюджетного учета / И. Гарнов// Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". – 2005. - № 2.- С. 9-10.
12.Дубинина, И. Реформирование бюджетной классификации Российской Федерации / И. Дубинина //Финансы.-2004.-№ 12 – С.7-11.
13.Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 годах: Постановление Правительства РФ от 22 мая 2004. № 249 // СПС Консультант Плюс.
14. Антипова, Т. Новая бюджетная классификация расходов для бюджетных учреждений / Т. Антипова // Советник бухгалтера в сфере образования и науки. – 2004.-№4. - С. 8.
15.Маклеева, Г.И. Новое в бюджетном учете: Инструкция и комментарии / Г.И. Маклеева // Финансовая газета. – 2004. – С. 257.



Price: 10 points